С 1 сентября 2020 года вступили в силу поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, внесённые в Государственную Думу Президентом РФ Владимиром Путиным. Воспитание подрастающего поколения становится одним из приоритетов государства.
Закон определяет понятие «воспитание» и раскрывает механизм организации воспитательной работы, которая должна стать составной частью всех образовательных программ в школах, колледжах и вузах. Из закона следует, что в воспитательную деятельность, направленную на развитие личности, входит создание условий для самоопределения и социализации обучающихся.
Школьное инициативное бюджетирование является одним из эффективных социально-педагогических способов их формирования. Следуя требованиям закона, ШкИБ может логично соответствовать архитектуре образовательного пространства и воспитательной работы в школах на основе программы дополнительного образования и календарного плана, куда должен войти конкретный перечень событий и мероприятий воспитательной направленности. Принципы соучастия, характерные для практик инициативного бюджетирования, как нельзя лучше соответствуют и определённому законом праву на участие советов обучающихся и советов родителей в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
Миссией школьного инициативного бюджетирования является активизация подготовки школьников к их участию в общественных изменениях, затрагивающих различные элементы городской и внутришкольной инфраструктуры. Формирование важных элементов функциональной грамотности школьников, формирование основ гражданской мотивации и активного гражданского поведения.
Целью школьного инициативного бюджетирования является вовлечение школьного сообщества: администрации, педагогов, родителей, школьников – в принятие бюджетных решений, позволяющих изменить к лучшему внутри- и пришкольную территории и инфраструктуру.
Задачи школьного инициативного бюджетирования:
- создание условий для участия школьников во внутришкольных процессах;
- обучение школьников различным аспектам функциональной грамотности;
- перезагрузка деятельности управляющих советов школ и вовлечение членов управляющих советов в более активное принятие бюджетных решений и обеспечение осуществления инициативного бюджетирования.